Что такое мастер-класс

Уважаемые коллеги, мне нужно провести мастер-класс для учителей, подскажите, пожалуйста, как к нему подготовиться? Алексей Иванович. Ответ Уважаемый Алексей Иванович! Прежде чем дать Вам рекомендации, хотелось бы немного рассказать о сути мастер-классов. По определению, "мастер-класс" - это интерактивная форма обучения и обмена опытом, сочетающая в себе формат тренинга и конференции.

Мастер-класс отличается от семинара тем, что ведущий мастер-класса рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применить новую технологию или метод на практике.

Очевидно поэтому, что на мастер-классах не показывают, а учат. Мастер-класс проводится экспертом в определенной дисциплине для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете. Смысл мастер-класса в том, что мастера своей дисциплины, известные специалисты по актерскому мастерству, делятся с аудиторией какой-то уникальной методикой, которая была использована и успешно реализована ими лично.

Методология мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых стандартов. По большей части она основана как на интуиции ведущего, так и на чуткости слушателя. Принцип мастер-класса заключается в следующем: "Я знаю, как это делается. Я научу вас". Мастер-класс - это двусторонний процесс, и отношения "учитель-слушатель" абсолютно необходимы. Постоянный контакт, почти индивидуальный подход к каждому слушателю - вот что отличает мастер-классы от всех других форм и методов обучения.

Проведение мастер-класса - это показатель зрелости преподавателя и демонстрация высокого уровня профессионального мастерства. Мастер-класс - это форма повышения квалификации педагогов, это локальная технология трансляции педагогического опыта, демонстрирующая определенную методологию или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Обычно мастер-классы проводятся в небольшой группе людей. Темы мастер-классов включают: обзор актуальных проблем и технологий, различные аспекты и приемы использования технологий, авторские методики применения технологий на практике и т.д.

Мастер-классы проводятся в небольшой группе людей.

Целями мастер-классов являются: обмен опытом участников мастер-класса путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности; совместная работа над методологическими подходами преподавателя мастер-класса и методами решения поставленной в программе мастер-класса задачи; рефлексия участниками мастер-класса своих профессиональных навыков; помощь участникам мастер-класса в выборе задач саморазвития и формировании индивидуальных программ самообразования и самосовершенствования.

Участники мастер-класса: изучают разработки по теме мастер-класса; участвуют в обсуждении результатов; задают вопросы, получают консультации; предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки; высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем. Алгоритм технологии проведения мастер-класса. Представление системы учебных занятий: описывается система учебных занятий в режиме представленной технологии; определяются основные приемы работы, которые мастер продемонстрирует студентам. <Проведение имитационной игры: преподаватель-мастер проводит тренинговое занятие со студентами, демонстрируя приемы эффективной работы со студентами; студенты одновременно играют две роли: студентов и экспертов, присутствующих на открытом уроке. Моделирование: учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по построению собственной модели урока в режиме учитель-мастер; мастер играет роль консультанта, организует и руководит самостоятельной работой учащихся; мастер вместе с учащимися обсуждает авторские модели урока.

Рефлексия: проводится обсуждение результатов совместной деятельности мастера и слушателей. Положение мастер-класса Мастер-преподаватель проводит занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы со слушателями. Проводя мастер-класс, ведущий никогда не стремится просто передать знания. <Он старается вовлечь участников в процесс, сделать их активными, пробудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить препятствия на пути их саморазвития. Все задачи и действия ведущего направлены на то, чтобы задействовать воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы.

Это мягкое, демократичное, ненавязчивое руководство деятельностью. Учитель-мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности и со-творчества в общении. Он исключает формальную оценку работы участников мастер-класса, но через социализацию, показ работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.

Преподаватель-мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, самокоррекции.

Особое внимание следует обратить на: речь и голос - тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи; мимика, жест, контроль эмоций, чтение эмоциональных состояний по лицам; пантомимика осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведением участников; умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенная тренировка, отсутствие скованности; коммуникативные навыки психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатии; педагогическая импровизация: умение работать от плана "в голове", привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями; психологическая острота, умение выявлять "гениев" и поддерживать "отстающих"; культура общения, умение вести диалог, дискуссию; чувство времени.

Типовой план мастер-класса: вводная часть, где ведущий мастер-класса дает необходимую целевую установку, раскрывает содержание занятия в целом и отдельных его частей; основная демонстрационная часть; комментирующая часть, где ведущий мастер-класса объясняет те элементы своей работы, которые с его точки зрения являются наиболее важными и носят оригинальный характер; обсуждение занятия участниками мастер-класса; подведение итогов ведущим мастер-класса.

Перформативный план мастер-класса

Необходимо тщательно продумать, какие иллюстративные материалы будут использованы, как они помогут раскрыть инновационный и оригинальный аспект содержания мастер-класса. Это особенно важно, если занятие проводится для начинающих педагогов.

В этом случае иллюстративный и весь дидактический материал должен быть использован максимально полно и в то же время очень строго структурирован по содержанию и порядку его демонстрации. Следует заранее учесть мотивацию различных групп участников. Если это начинающие преподаватели или преподаватели, которые уже имеют опыт работы, но стремятся повысить свой профессиональный уровень для решения квалификационных задач, то им важно получить конкретные знания об используемых формах, методах и приемах, чтобы иметь возможность использовать все это в своей дальнейшей практической работе.

В случае участия в мастер-классе группы высококвалифицированных педагогов главную роль играет направленность на сравнение, сопоставление уровня и форм работы, задача заимствования и копирования имеет второстепенное значение или отсутствует вовсе

.

Таким образом, в первом случае обсуждение направлено на удовлетворение интереса учителей к отдельным аспектам увиденного. Во втором случае происходит полноценное обсуждение, в ходе которого преподаватель, проводивший мастер-класс, также может узнать что-то интересное для себя, что обогащает дискуссию.

После мастер-класса преподавателю, который его проводил, желательно провести самоанализ, выявить удачные и менее удачные элементы мастер-класса, чтобы впоследствии внести коррективы в содержание и форму мастер-класса. Поэтому желательно сделать видеозапись мастер-класса. Эта запись также может быть использована в качестве наглядного пособия для других преподавателей, желающих проводить мастер-классы.

Методика проведения мастер-классов не имеет строгих и единых правил, она основана на педагогической интуиции преподавателя и творческой восприимчивости слушателя. Помимо чисто практического назначения, мастер-класс имеет еще одну очень важную цель - интеллектуальное и эстетическое развитие педагога. В это понятие входит развитие способности мыслить независимо и нестандартно. Основные преимущества мастер-класса - уникальное сочетание индивидуальной работы, возможность приобретения и закрепления практических знаний и навыков, развитие гибкости мышления.

Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса предлагаем использовать следующие критерии: Презентация.

Перцепция инновационной идеи, уровень ее подачи, культура подачи идеи, популярность идеи в педагогике, методике и образовательной практике. Ярко выраженная индивидуальность масштаба и уровня реализации идей. Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей. Актуальность и научность содержания и методов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методики преподавания предмета, способность не только к методическому, но и научному обобщению опыта.

Наличие методов и условий мотивации, включение каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности в классе.

Достаточность используемых на уроке средств, их сочетание, связь с целью, промежуточным и конечным результатом. Результаты, полученные каждым участником мастер-класса.

Что такое развивающий эффект? Что он дает конкретно участникам? Умение адекватно анализировать результаты своей деятельности. Четкий алгоритм фаз, этапов, процедур занятия. Возвышенный стиль, педагогическую харизму, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности распространять и пропагандировать свой опыт.

Общая культура. Эрудиция, оригинальность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта. Алексей Иванович, исходя из всего вышесказанного, Вам необходимо: Четко определить тему мастер-класса. Решить, будет ли это разовый мастер-класс или серия. Выяснить квалификацию преподавателей, участвующих в мастер-классе - начинающие или высококвалифицированные преподаватели.

Продумайте дизайн мастер-класса. Решите, какие методы и приемы могут быть использованы на мастер-классе. Многократно проработайте демонстрацию и комментарии. Подумайте, какие технические средства вы будете использовать. Какой иллюстративный и дидактический материал вы будете использовать. Организуйте дискуссию, обмен опытом, обсудите результаты мастер-класса. После мастер-класса проанализируйте мероприятие вместе с методистом.

Источники информации:

.

Навигация

thoughts on “Что такое мастер-класс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *