Век кавалериста короток текст

Но боевые раны с груди не сотрешь! Давыдов Кавалергардский век недолог... - именно эти строки Булата Окуджавы на музыку Исаака Шварца пришли мне на ум, когда Станислав Ю. Люлин, ведущий российский специалист по прусской униформе XIX века, прислал мне на популярный мессенджер сообщение с фотографией миниатюрного портрета молодого офицера с черными вьющимися волосами и карими глазами.

Как оказалось, эти слова были действительно пророческими... Миниатюрный портрет поручика Кавалергардского полка Александра Ивановича Шепелева. Частная коллекция, Западная Европа. Конец ноября - начало марта. Атрибуция С. Головина Но сначала о главном. Прежде всего, стоит пояснить, при чем здесь кавалергарды. Белый двубортный китель с красным воротником, на котором были вышиты двойные серебряные петлицы, - отличительная черта униформы Кавалергардского полка начала XIX века. <1> Однако уже 20 мая в гвардейских кюйрасирских полках, включая Кавалергардский, вместо двубортных были введены однобортные кители с девятью пуговицами [1]. Если процесс пошива колет нового образца для нижних чинов затянулся до года [2], то офицеры, несомненно, получили белые однобортные мундиры гораздо раньше. По краю воротника мундира гвардейской кавалерии должен был проходить белый манжет, но на миниатюре он отсутствует.

Например, на ближайшем рисунке-портрете будущего декабриста подполковника Павла Ивановича Пестеля и его брата, корнета Владимира Ивановича Пестеля Кавалергардского полка, выполненном художником Александром Осиповичем Орловским в июне [3], на красном воротнике мундира кавалергарда, как и положено, изображен белый обшлаг.

Художник Александр Осипович Орловский. Июнь года. Государственная Третьяковская галерея. И все же факт отсутствия белого канта не мог поставить под сомнение принадлежность мундира на миниатюре к элитному гвардейскому полку, на что однозначно указывала еще одна деталь - характерный рисунок галуна на отвороте через левое плечо, к которому крепилась кавалерийская патронная сумка.

Несмотря на значительную условность изображения многих элементов миниатюрного портрета, художник намеренно выделил продольные желобки серебряного галуна, присвоенного только одному полку в Российской империи. Узор галуна, особенности ношения самого галуна и крепления к нему лацкана более ярко представлены на портрете полковника Кавалергардского полка князя Николая Григорьевича Репнина-Волконского работы выдающегося русского портретиста Владимира Боровиковского.

Портрет выполнен великим русским портретистом Владимиром Лукичем Боровиковским.

Художник Владимир Лукич Боровиковский. Холст, масло, 76,5 x 60,8 см. Киевская национальная художественная галерея Скорее всего, неизвестный миниатюрист по какой-то причине забыл добавить эмблему на воротник. Более того, на увеличенном фрагменте миниатюры хорошо видно, что край воротника, где должен быть обозначен верхний край, очерчен несколькими плашками, имитирующими верхний край, но красного цвета. <На плечах неизвестного - серебряные сержантские погоны гвардейского образца, свидетельствующие о том, что их владелец на момент создания миниатюры имел чин от корнета до церемониймейстера включительно. Особенностью портрета, заслуживающей отдельного комментария, являются тонкие, едва заметные усы, запрещенные офицерам тяжелой кавалерии.

Кстати, гвардейцы, особенно во время военных действий, не всегда выполняли императорские указы, а полковое командование в лице генерала Николая Ивановича Депрерадовича - смотрело сквозь пальцы на подобные "шалости" [4]. Портрет генерал-лейтенанта Николая Ивановича Депрерадовича, командира Кавалергардского полка в - годах. Художник Джордж Доу. Масло на холсте, 70 х 62,5 см. Государственный Эрмитаж, Военная галерея Зимнего дворца, Инв. Князь-декабрист Сергей Григорьевич Волконский, прослуживший несколько лет в Конной гвардии, описал в своих мемуарах забавный эпизод: "Уваров приехал смотреть манеж, я уже стоял в карауле, и так как он подъехал к манежу спереди, то не проехал мимо меня".

Во время этого разговора Колычев, мой товарищ, выскользнул из манежа и прибежал ко мне с известием о сказанном. Портрет генерал-майора князя Сергея Григорьевича Волконского. Художник Петр Соколов. Бумага, итальянский карандаш, сангина, 22,5 х 17,5 см. Конец года - начало года. Государственный музей А.С. Пушкина, Инв.

Еще более интересен наградной комплект, изображенный на миниатюре неизвестного кавалериста: первой брошена серебряная медаль на голубой ленте. С подавляющей вероятностью ее можно идентифицировать как серебряную медаль "В память Отечественной войны года" на Андреевской ленте [6], учрежденную указом императора Александра I от 5 февраля [7].

Однако сама дата учреждения медали в любом случае не может считаться тождественной дате ее получения, особенно в отношении войск, находившихся непосредственно на театре военных действий. Сам процесс изготовления серебряной медали растянулся на несколько лет: окончательный тираж в 45 000 был отчеканен только в [8] году!

Архивные материалы, изученные выдающимся российским фалеристом Виталием Владимировичем Бартошевичем - , показывают, что распространение первого тиража в 95 тысяч экземпляров в армии началось 20 ноября [9], а основная его часть была выпущена в январе и феврале [10]

.

Первыми получателями новой медали стали чины императорской свиты, чиновники Главной квартиры и лейб-гвардии [11]. Увеличенный фрагмент миниатюрного портрета поручика Конногвардейского полка Александра Ивановича Шепелева с наградами Таким образом, медаль со "Всевидящим оком" могла появиться на груди конногвардейца не ранее поздней осени, а двубортный мундир вряд ли мог задержаться дальше лета этого года.

Эти даты следовало считать наиболее вероятными временными рамками для создания миниатюрного портрета [12]. Под первым горизонтальным рядом пуговиц мы видим красный прямоугольник, в котором можно разобрать, хотя и с большим трудом, нерегламентную пряжку, указывающую на знак отличия ордена Святой Анны 3-го класса, который, в свою очередь, в то время официально носился на холодном оружии. <Офицеры лейб-гвардии начали использовать подобные пряжки во второй половине х годов, чтобы более заметно обозначить награждение Аннинским оружием. После оглушительного поражения под Аустерлицем император Александр Павлович не скупился на награды для гвардейцев, которые сражались отчаянно, хотя и несовершенно. Так, всем раненым офицерам-кавалергардам были пожалованы золотые шпаги с надписью: "За храбрость", а все остальные офицеры полка, которые участвовали в сражении, но не были награждены почетным оружием, орденами Святого Георгия и Святого Владимира, получили орден Святой Анны 3-й степени[13].

Кстати, этот факт еще раз подчеркивает неформальное старшинство золотого оружия с надписью: "За храбрость", обладателями которого с того же года были назначены кавалеры российских императорских орденов [14], над орденом Святой Анны III степени [15]. Это старшинство прослеживается не только в соотношении количества наград [16], но и по условному ряду чинов, в которых имелись обе награды [17].

.

Одним из наиболее ярких, известных и показательных примеров неофициального ношения этого ордена, полученного именно за Аустерлицкое сражение, в виде пряжки является портрет штабс-ротмистра Кавалергардского полка Ивана Семеновича Храповицкого [18], датированный годом и хранящийся в настоящее время в Государственном Эрмитаже. Портрет штабс-майора Кавалергардского полка Ивана Семеновича Храповицкого. Неизвестный художник. Масло на холсте, 66,8 х 57 см. Конструкция пряжки на портрете Храповицкого не так проста, как кажется на первый взгляд: между первым и вторым горизонтальными рядами пуговиц вертикально пришита аннинская лента, которая в свою очередь продевается через прямоугольную золотую пряжку с закрепленным на ней знаком отличия ордена Святой Анны младшей степени.

В Эрмитаже.

В период с е по е годы, однако, существовало огромное количество разновидностей пряжек, обозначавших Аннинское кавалерство, ставшее для подавляющего большинства русских офицеров эпохи наполеоновских войн первой, а зачастую и единственной военной наградой.

В период с е по е годы существовало огромное количество разновидностей пряжек, обозначавших орден Святой Анны младшей степени.

Для описания хотя бы основных из известных типов таких неформальных знаков отличия не хватит и нескольких статей, но стоит упомянуть, что часто на таких пряжках крепились миниатюрные модели сабель и шпаг, которые в одних случаях могли обозначать только награждение орденом Святой Анны, а в других - еще и вручение Золотого оружия с надписью: "За храбрость" [19].

Предположительно первая половина XIX века. Золото, серебро, эмаль, 48 х 15 мм, вес: 4,80 г. Государственный Исторический музей, Инв. Из-под лядуночной ленты на миниатюре неизвестного кавалерийского гвардейца проглядывал белый или серебряный крест на черной ленте. Люлин предположил, что это мог быть знак ордена Святого Иоанна Иерусалимского, но крошечная оранжевая полоска, идущая вдоль ленты, несмотря на нечетко прописанные лучи и почти не обозначенный центральный медальон креста, ясно указывала, что на мундире неизвестного кавалериста изображен вовсе не Мальтийский крест, а российский знак отличия Военного ордена Святого Георгия.

Эта награда, учрежденная 13 февраля для пожалования нижним чинам за храбрость на поле брани[20], конечно, чрезвычайно известна, поэтому нет необходимости подробно останавливаться на ее истории[21]. Так, серебряная медаль "В память Отечественной войны года" на ленте Андрея указывает на то, что неизвестный кавалерист принимал участие в этой войне, а Знак отличия Военного ордена позволяет утверждать, что неизвестный проявил себя во время боевых действий, будучи еще нижним чином [23].

Реконструкция наградного комплекта поручика Кавалергардского полка Александра Ивановича Шепелева в конце - начале годов. Источник изображений: частные коллекции, Государственный Эрмитаж В "Месяцеслове" за год, сведения о котором были даны 25 декабря, среди обер-офицеров Кавалергардского полка не значился солдат, награжденный "Егорием" [24].

Следовательно, будущий офицер, скорее всего, должен был быть награжден Знаком отличия за подвиги или в Отечественной войне, или во время заграничных походов русской армии, а затем, после производства в первый офицерский чин, успеть заслужить орден Святой Анны III степени.

За Бородинское сражение Кавалергардский полк был награжден 63 знаками отличия Военного ордена [25]. Из этого числа 5 знаков отличия предназначались кадетам и штандартам. С формулировкой: "Храбро врезался в неприятельский фронт" солдатскими Георгиевскими крестами были награждены раненные картечью в руку кадеты-стандартники В. Шереметев и С. Тургенев [26], а также кадеты И. Данилов, Н. Тургенев младший брат С. Тургенева и А. Шепелев [27]. Портрет Сергея Николаевича Тургенева, кадета кавалергардского полка.

Цветной, масло, 72,5 х 56 см. Не ранее года. Награждение завершено не ранее года. И.С. Тургенева Государственный мемориальный и природный музей-заповедник "Спасское-Лутовиново", Инв. Хрущов [28] и Н.

Мухортов.

Мухортов [29], оба из которых впоследствии были произведены в офицеры. Именно с детального изучения этих семи биографий следует начать поиск неизвестного. По данным "Месяцеслова" 31 января пять офицеров В. Шереметев, оба брата Тургеневы, А. Хрущов и Н. Мухортов были произведены в очередной чин подпоручика, но орденами они награждены не были [30]. Таким образом, остался только Александр Иванович Шепелев, имени которого, правда, в том году уже не было в списках полка.

Поставить точку в атрибуции помогло обращение к III тому издания "Собрание биографий гвардейской кавалерии": на странице, перед самой биографической справкой, был помещен портрет поручика Шепелева [33]. Санкт-Петербург, год. Портрет отражает период с конца осени до начала марта года. Стоит ли говорить, что даже при беглом взгляде совершенно очевидно, что и на миниатюре, и на портрете из "Сборника..." одно и то же лицо! Александр Иванович Шепелев происходил из дворян Калужской губернии. Его отцом был отставной бригадир Иван Дмитриевич Шепелев.

Брат Ивана Дмитриевича и, соответственно, дядя Александра Ивановича, прославленный генерал Дмитрий Дмитриевич Шепелев,[36] во время отступления русских войск от Бородина к Тарутину, командовал Гвардейской кавалерийской бригадой,[37] в которую входил Кавалергардский полк.


Навигация

thoughts on “Век кавалериста короток текст

  1. Прошу прощения, что вмешался... Я здесь недавно. Но мне очень близка эта тема. Пишите в PM.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *